Неудивительно, что в советское время в СССР (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда советским городом) пользовалься популярностью политический анекдот — только в такой устной и анонимной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к советскому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для специальных служб, было ограничено страхом ареста и даже ссылкой в лагеря, но смешные анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко самым верным друзьям.

К интересным аспектам темы можно отнести также наличие определенного типа анекдотов, содержащих признаки скрытой зависти: из современности — это анекдоты , где издеваются над «новыми русскими». Это знак социальных антагонизмов, нелюбви к «новым богатым». Одним из мотивов этого чувства возможно является зависть к устроенному существованию другого, хотя не следует пренебрегать и тем, что высмеиваемая социальная прослойка была богатым источником для создания анекдотов. Далее, как отклик на множество конкурсов красоты возникли и были активно подхвачены анекдоты про блондинок, хотя и понятно что цвет волос не влияет на умственную деятельность.

Смех возможен и в сфере выходящей за эти пределы. Так, объектом смешного в новых анекдотах современности часто является насилие или убийство. И такие явления определенно присутствуют в современной культуре смеха, хотя и состоят в некотором конфликте с общественной нравственностью. Возможно, это скорее подходит молодежному юмору, который часто отличается невинным дикарством, происходящем от неглубокого понимания моральных устоев, навязанной модели их восприятия, которая и отторгается путем насмешки. Суть здесь скорее в механизме действия истории и способе подачи. Абсурдный и жестокий современный анекдот насмешничает в том числе в ситуациях, которые для человека «романтического» склада являются принципиально не смешными. И здесь намечается тенденция к тотализации насмешки — смешно абсолютно всё и во всём стараются найти лишь смешные стороны. Возможно, это связано с физиологическим действием смеха — смех приносит удовольствие и может выступать чем-то в роли наркотика. Это уже философский вопрос...

Анекдоту еще свойственно — и в этом, быть может его главное обаяние — абсолютное бесстрашие. Анекдот привлекает тем типом свободы, которым человек по определению дорожит больше всего — свободой, которая его ни к чему не обязывает. Нормальный анекдот ничем не грозит, никуда не зовет и ничего не требует. Анекдот свободен от каких бы то ни было предписаний. Тому, кто его принимает, он обещает чистое, игровое удовольствие. Таким образом анекдот действует терапевтически. Он снимает страх перед миром не только тем, что он все и всех в нем уравнивает (хотя это происходит только в фантазии и анекдот отдает себе в этом отчет), но и тем, что он снисходителен к реальному миру, предоставляя ему возможность оставаться самим собой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий